1. Рассмотрите иллюстрацию,
представьте ситуацию, в которой происходит диалог героев, разберитесь в позиции
говорящих.
2. Поймите суть той позиции,
которая заключается в утверждении лингвистического положения. (Например, «Без
знаков препинания обойтись нельзя»).
3. Подберите аргументы,
доказывающие справедливость позиции участника диалога, эти аргументы надо
искать именно в сфере лингвистических знаний. (Например, знаки препинания
придают завершённость мысли и обеспечивают интонационную законченность
предложений).
4. Перечитайте текст.
5. Найдите в нем примеры, которые
могут подкрепить аргументацию.
6. Приводя примеры, цитируйте текст
или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе
аргументации.
Для того чтобы включение примеров
не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное,
обратимся к … предложению текста.
• Проиллюстрировать названную
функцию знаков препинания можно на примере …. предложения текста.
• Пример использования запятой в
… функции можно найти в предложении … .
• Справедливость этого вывода
можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
• В подтверждение собственных
выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
• Рассмотрим … предложение. В нем
использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
7. Сформулируйте собственную позицию
не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения.
8. Пишите сочинение от своего
лица («Я считаю, что знаки препинания …») или от имени героя («Антон рассказал
о важности знаков препинания…»).
9. Оформите текст композиционно.
Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к
тексту – рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод.
Вступление
|
Введение в тему, сообщение о реплике героя иллюстрации или
текста.
|
Основная часть
|
Раскрытие сути упомянутого в диалоге героев языкового явления.
Лингвистический комментарий. Доказательство справедливости выдвинутых
положений, приведение примеров из исходного текста.
|
Заключение
|
Вывод о справедливости высказывания героя о сущности языкового
явления.
|
11. Развивайте мысль так, чтобы
объем сочинения был не менее 50 слов.
12. Пишите так, чтобы
экзаменатор мог прочитать написанное без труда, то есть соблюдать требования
каллиграфии
|